Большинство интервью выражают автора. Его взгляды, фобии, предубеждения. Поэтому, смотря видеоинтервью, мы в основном узнаем об интервьюере, а не об интервьюируемом. Данное интервью - редкое исключение. Может от того, что Дмитрий Гордон с Украины и предубеждения к Березовскому испытывать не может, в той степени как если бы он был из России.
Березовский – фигура особенная. Мало кто из живых удостаивается цикла книг и киноэкранизации. Даже в США с их огромным кинопроизводством таких людей немного, а в России, кроме Березовского, и вспомнить-то некого. Что такое кино о живом человеке? Прижизненная мифологизация. Человек, еще не умерев, отделяется от самого себя.
Бориса Березовского в истории современной России можно с некоторой натяжкой сравнить с Львом Троцким. Удивительный фантастический взлет. Изгнание. Несколько покушений…И неожиданная смерть.
Кем он был? В картине «Олигарх» Павла Лунгина герой Машкова, прототипом которого был Березовский, предстает советским научным сотрудником, занявшимся кооперативной деятельностью вместе с друзьями и неожиданно попавшим в высшие сферы. Таким Березовского не знали. Его знали суетливым, некультурным человеком, с характерными утрированными стереотипными еврейскими чертами. От чего так произошло? От того, возможно, что такой образ для него выдумали враги, от того, что среди истеблишмента он был одной из самых уязвимых фигур. Возвращаясь к интервью, понимаешь, что скорее он был как в кино. Во всяком случае он сам представлял себя таким. Из интервью рождается образ обаятельного, по-советски романтичного человека. Читателя романов братьев Стругацких, который делал жизнь с любимых персонажей, хотя сами Стругацкие писали своих героев с таких, как он. Такая закольцованная взаимосвязь. Так и видишь его среди действующих лиц «За миллиард лет до конца света» или «Трудно быть богом» - так он себя воспринимал, так и жил. Оттого и его мессианство советское, которое стоило России Путина. В интервью Березовский читает свои стихи, но понимая, что это негениально - он стесняется. Посмотрев это интервью, к Березовскому можно изменить отношение. Он не был монстром. Его успешность – удача, что он, в отличие от других олигархов, понимал. Березовского ощущаешь как старого знакомого. Того, кто учил тебя в детстве шахматам или был отцом кого-то из товарищей или дядей, пришедшим на семейное торжество. Никакой загадки и только благие намерения. Он предстает таким сентиментальным, романтическим человеком – советским Дон Кихотом, мечтающим о счастье для всех и даром.
Эпитафия: http://www.avtorskimgolosom.ru/opus.php?part=classics&author=Tarkovskiy&type=poems&opus=Vot_i_leto_proshlo