lexxx_4 (lexxx_4) wrote,
lexxx_4
lexxx_4

Онегин фильм

«Онегин» Марта Файнс (1999)

Посмотрел, наконец, версию «Евгения Онегина» от Рейфа Файнса и его сестры-режиссера Марты. Когда фильм вышел, то российские критики отметили неверный подбор музыки и на этом разбор картины закончили. Возможно вариант с исполнением песни «Ой, цветёт калина», которая прозвучала впервые в фильме «Кубанские казаки» и не самый лучший, но что пели провинциальные барышни в салонах? Это была русская музыка или нет? Под что они танцевали вообще? Это вопрос целого исследования. В любой иноязычной постановке неизбежна масса фактических ошибок. Гвозди в России и Англии это не одно и то же, а два разных по форме вида гвоздей. И мельница в Англии иная, чем в России. И двор барской усадьбы не должен выглядеть как помойка. Чуть подальше однозначно так, но сам двор нет. Вместе с тем, Файнсам удалось показать такие вещи, которые нам до сих пор недоступны. Советские исследователи-пушкинисты написали немало и изучили, казалось бы, каждый миллиметр «Евгения Онегина», но главного они понять были не в силах. Мир, где жил Онегин, качественно отличался от советского мира. Что такое быть русским барином? Понимал ли это Лотман? Очень сильно в этом сомневаюсь. Тут простого понимания мало, нужно осознание иных категорий. В свое время советские интеллектуалы нарисовали такой интересный мир капитализма, в который они искренне верили, но, как оказалось, это не имело никакого отношения к реальности. А ведь это всего лишь капитализм, где все поверяется лишь двумя вещами – деньгами и влиянием. В случае с «Евгением Онегиным» все намного сложнее – с революцией из России ушла сословная иерархичность и все нюансы, связанные с ней. Поэтому все советские и российские постановки грешат непониманием Пушкина, Толстого, Достоевского. Это сословное общество и довольно трудно понять сейчас нам - отчего Анне Карениной так плохо и с Онегиным аналогичная история. Современные реалии замутняют понимание и образ генерала для нас – это народный генерал, который говорит неграмотно, а выглядит как комбайнер. И осознать, что во времена Онегина это был цвет аристократии - достойные и еще совсем нестарые люди, которым редко было больше сорока, а часто не было и тридцати лет. Это очень важный момент, который англичанами, не утратившими сословность, понимается аутентично, поскольку в общих чертах в Британии все это сохранилось. По этой причине история Евгения Онегина, которую у нас в стране всегда трактовали многозначно (по непониманию), у Марты Файнс необычайно стройна, внятна и логична. А герои становятся, видимо, такими, какими их видел Пушкин. Вся отечественная традиция лишних людей, где в Онегине мы неизбежно наблюдаем Печорина-Базарова-Санина-Живаго и Венечку Ерофеева, все это, конечно, недоступно Марте Файнс и хорошо, что недоступно. В итоге получилась классическая история о человеке, упустившем свою любовь. Почему упустившем: потому что был не готов, потому что был шокирован ее признанием, потому что Татьяна менее родовита и провинциальна, потому что нечаянно пристрелил Ленского, а после был вынужден скрываться, пока все не забыли об этом происшествии. Все понемногу и привело к такому грустному исходу. С другой же стороны Татьяну также не в чем упрекнуть – время, возраст, социальное положение, финансовое благополучие. Для не очень богатой девушки лимит возможностей был ограничен несколькими выходами в свет, а в случае неудачи безрадостная судьба приживалки и старой девы в поместье вышедшей замуж сестры. Авторы необычайно четко осознают этот контекст, все экономические, психологические и сословные нюансы и в этом ценность картины.

Конечно, всего этого бы не было без замечательной игры Рейфа Файнса. Точно попадает и Toby Stephens (Ленский) и другие актеры второго плана. Поражает проработка визуального контекста – это и картины Павла Федотова http://smallbay.ru/fedotov.html , некоторые из его картин были буквально визуализированы, хотя Федотов работал чуть позднее, чем происходили действия романа в стихах, но опять же мы упираемся в разреженность нашей культурной жизни, где художники жанристы пушкинского времени? А петербуржский фрагмент фильма визуализирован отчасти по графическим работам Анны Остроумовой-Лебедевой http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/452.htm . С одной стороны, это естественно для иностранцев, которые могут воссоздавать образ лишь по картинке, а с другой, у нас этим часто пренебрегают, полагаясь на генетическую память, что ошибочно. В фильме также есть место и цитатам из Андрея Тарковского и Александра Сокурова, даже не цитатам, а скорее использованию приемов, свойственных им. Но есть и блестяще снятая сцена, когда Татьяна (Лив Тайлер) спит в лодке и ее случайно будят, не видя ее, Ленский с Онегиным, а после она издали через камыши наблюдает за ними.

Все это вместе делает картину при всех врожденных недостатках, неизбежных при работе с чужим инородным материалом, одной из лучших экранизаций отечественной классики.
 
Subscribe

  • (no subject)

    Скандал с Улицкой, которая всю жизнь тырила чужие тексты и истории дополняет скандал с Яхиной, которая присваивала истории просто из интернета у…

  • (no subject)

    Прочитал «Опавшие листья». По форме интересно. По противоречивости на одной странице не читал никогда. Влияние на Пришвина очевидно. Но в плане…

  • (no subject)

    Поверил, что привиться легко и просто особенно если имеешь отношение к культуре. Приехал в далекую поликлинику на "Савеловской" Сорок минут…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • (no subject)

    Скандал с Улицкой, которая всю жизнь тырила чужие тексты и истории дополняет скандал с Яхиной, которая присваивала истории просто из интернета у…

  • (no subject)

    Прочитал «Опавшие листья». По форме интересно. По противоречивости на одной странице не читал никогда. Влияние на Пришвина очевидно. Но в плане…

  • (no subject)

    Поверил, что привиться легко и просто особенно если имеешь отношение к культуре. Приехал в далекую поликлинику на "Савеловской" Сорок минут…